«Береги природу» Цель: закреплять
знания детей об охране объектов природы. Активизировать предметный и
глагольный словарь. Игровой
материал: картинки,
изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д., фишки. Воспитатель:
«Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки. Что вы видите? - (Дети
отвечают). Это все есть в природе. А сейчас представьте, что вдруг не стало
ни одного насекомого. Что будет птицами, с животными, с человеком, с
растениями? Выигрывает
тот, кто получит больше фишек. |
«Кто где живет?» Цель: активизировать в
речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление
употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом
«в». Игровой
материал: настольно-печатная
игра «Где чей домик?» Взрослый объясняет детям правила игры: злой колдун
заколдовал всех наших животных и птиц. Они забыли, кто в каком домике живет.
Мы можем им помочь, если назовем и поселим каждое животное и птицу в свой
домик. Тогда они вспомнят, где их домик и расколдуются. Дети по очереди
называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище. Воробей
живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в
скворечнике. Собака – в конуре… |
«Кто где живет?» (птицы) Цель: уточнить и
расширить знания детей о птицах, местах их обитания. Расширение словаря по
теме. Игровой
материал: картинки
с изображением птиц, местами их обитания. Воспитатель
раздает каждой паре конверт с карточками с изображением птиц. Дети должны
определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими
моделями: «болото»
- цапля, аист, журавль; «водоем»
- лебедь, дикая утка, чайка; «лес»
- кукушка, дятел, сова, клест, соловей; «город»
- воробей, голубь, ворона, сорока; «птичий
двор» - курица, гусь, утка, индюк. «Кто как голос подает?» Цель: развивать речь
детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме. Игровой материал: карточки с
изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок. Воспитатель:
«Ребята, к нам из леса пришел в гости мишка. Ему в лесу сорока сказала, что
наши детки не знают, какими голосами птицы разговаривают. Мы ведь знаем?
Сейчас я вам раздам картинки с птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет и
вы каждый скажете ему, как разговаривает его птица. мишутка: «Воробей… -
чирикает, ворона… - каркает, голубь… - воркует, синица… - свистит, утка… -
крякает, соловей… - поет, кукушка… - кукует. |
«Куда спряталась мышка?» Цель: учить детей находить предмет в
пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под,
за, слева, справа. Игровой материал: мышка –
игрушка. Игра
начинается с загадки: Под
полом таится, Кошки
боится. Кто
это? (Мышка). К
нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а
мышка в это время от вас спрячется». Ставлю ее под стол, на шкаф… Дети,
открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится.
Используя слова: наверху, внизу, на, под, слева, справа. «Назови жилище» Цель: употребление
именительного падежа существительных. Игровой
материал:
настольно-печатная игра «Где чей домик?». «Дети, скоро зима и звери готовят свои
жилища, чтобы не замерзнуть. На столе лежат карточки. На одних нарисованы
животные, на других – их жилища. Нужно каждое животное поселить в его домик и
назвать их. Выигрывает тот, кто соберет больше пар. |
«Рыба, птица, зверь» Цель: активизация
словаря, переключение внимания с одного предмета на другой. Игровой
материал:
мяч. Дети
встают в ряд. взрослый по очереди указывает на каждого игрока и произносит:
«Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». Тот игрок, на ком я остановилась, должен
быстро, пока я считаю до трех, назвать в данном случае птицу. Причем,
названия не должны повторяться. Если слово названо правильно, ребенок
продолжает игру, если название не правильное, игрок покидает игру. Игра
продолжается, пока не останется один игрок – он и выигрывает. |
«Скажи одним словом» Цель: учить детей
определять и называть обобщенное слово, активизировать словарь по теме. Игровой
материал: мяч. Взрослый
называет 3 предмета, бросает мяч ребенку. Ребенок повторяет слова, называет
обобщающее слово, возвращает мяч. Взрослый
снова бросает мяч малышу, предлагает из трех названных слов назвать
лишнее и объяснить почему. Слова
для активизации: Волк,
заяц, корова. Воробей, курица, соловей. Курица, орел, гусь. Олень, слон,
белка. |
«Угадай
птицу» Цель: учить детей узнавать
знакомых птиц по описанию. Игровой материал: картинки
с изображением зимующих птиц, медали с изображениями снегиря, синицы,
воробья, сороки, вороны. Воспитатель: «Ребята,
скажите пожалуйста, каких птиц вы знаете? Какие из них улетают в теплые края
и почему? Какие из них остаются зимовать с нами? Сегодня мы поговорим о
зимующих птицах и научимся узнавать их по описанию. Поиграем в игру, которая
называется «Угадай птицу». Я буду загадывать вам загадки, а вы должны будете
их отгадывать. - Маленький мальчишка в
сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает. - Я весь день ловлю жуков,
уплетаю червяков. В теплый край я не летаю. Здесь под крышей обитаю. - Серая кофта, черный
кафтан. Гнезда вьет из прутьеви кричит «Кар-кар». - Непоседа-невеличка, с
желтым животом та птичка. Любит сало и пшеницу. Кто узнал ее? - Чернокрылый,
красногрудый и зимой найдет приют. Не боится он простуды. С первым снегом тут
как тут. |
«Чей хвост?» Цель: закрепить
знания детей по темам «Дикие и домашние животные»; создать условия для
активизации словаря детей по данным темам, учить детей образовывать
притяжательные прилагательные. Игровой
материал:
настольно-печатная игра. Воспитатель объясняет правила игры: «К нам в гости
пришли зверюшки. Но видите, у них потерялись хвостики и они просят вас помочь
их отыскать.» Дети находят хвосты и называют чей хвост каждый из них нашел
(лисий, собачий, заячий…) |
«Природа и человек» Цель: закрепить и систематизировать
знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа. Материалы: мяч. Ход игры: воспитатель проводит с детьми
беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас
предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими
пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома,
заводы создает человек. «Что
сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что
создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети
ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход. |
|
«Кто живет в Африке?» Цель: закрепление
правильного употребления окончаний имен существительных в косвенных падежах множественного
числа. Игровой
материал: картинки
с изображением животных Африки по несколько животных одного вида, изображение
доктора Айболита. Педагог:
«Дети, к нам в гости пришел доктор Айболит. Он хочет узнать, знаете ли вы
сказку про него. Давайте вспомним, кто
живет в Африке? – ( Тигры, львы…). Однажды животные заболели. Кто отправился
их лечить? (Доктор Айболит). Кого лечил Айболит? (Львов, тигров…). Кого
вылечил добрый доктор? (Львов, тигров…). Звери лечились охотно. Кем был
доволен доктор? (Львами, тиграми…). О ком вспоминал Айболит дома? (О львах,
тиграх…). |
«Четвертый лишний». Цель: развивать
логическое мышление, учить детей анализировать и обобщать. Активизация
словаря по теме. Игровой
материал: настольно-печатная
игра. Воспитатель: «Ребята, в наш город
приехал цирк с новой программой. Но по дороге зверей перепутали и клоун Кеша
просит рассмотреть картинки. На них изображении четверо животных. 3 из них
участвуют в цирковом номере, а четвертое – нет. Найдите, пожалуйста, лишнее
животное и объясните, почему вы решили, что оно лишнее. Лев, тигр, морж, зебра. Песец, белый медведь, овцебык, чайка. Верблюд, зебра, лев, жираф. Носорог, бегемот, тигр, волк. |
Игра с мячом «Воздух, земля, вода». Цель: закреплять знания детей об объектах
природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. Материалы: мяч. Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и
называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух»
и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово
«волк» - «земля» и т. д. Вариант№2.
Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать
птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» -
обитателя рек, морей, озер и океанов. «Вершки – корешки» Цель: учить детей составлять целое из частей. Материалы: два обруча, картинки овощей. Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча:
красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо
положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у
который используются вершки. Ребенок
подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный
круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области
пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки,
и корешки: лук, петрушка и т.д. Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки
растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой
группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На
сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно найти свою пару. Д/и «Сравни
зверей» Цель: учить детей
сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки. Игровой
материал:
предметные картинки. Воспитатель
предлагает рассмотреть мишку и мышку. -Мишка
большой, а мышка (маленькая). Еще какой мишка? - … (толстый, неуклюжий,
толстопятый, косолапый). А мышка какая
… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая). Что любит Мишка? - …(мед, малину),
а мышка любит - …(сыр, семечки,
сухарики). -
Лапы у Мишки толстые, у мышки – … (тоненькие). -
Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка - …(тихим, тоненьким). -
А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а и Мишки - …(короткий). |
«Угадай, что в мешочке?». Цель: учить детей описывать предметы,
воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам. Материалы: овощи и фрукты характерной формы и
различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др. Ход игры: вы знаете игру «Чудесный
мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из
мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет
его характерные признаки. «Что в корзинку мы берем». Цель: закрепить у детей
знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить
различать плоды по месту их выращивания. Сформировать
представление о роли людей сохранения природы. Материалы: Картинки с изображение овощей,
фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок. Ход игры. У одних детей - картинки,
изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок. Дети
– плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой
изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и
т.д. Дети
– корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый
ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода
и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие. «Где снежинки?» Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.
Развивать память, познавательную активность. Материалы: карточки с изображением различного
состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар,
снежинка и т. д. Ход игры: Вариант№ 1. Дети идут хороводом
вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные
состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар,
снежинка и т. д. Во
время движения по кругу произносятся слова: Вот
и лето наступило. Солнце
ярче засветило. Стало
жарче припекать, Где
снежинку нам искать? С
последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные
картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со
словами: Наконец,
пришла зима: Стужа,
вьюга, холода. Выходите
погулять. Где
снежинку нам искать? Вновь
выбирают нужные картинки и объясняется выбор. Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с
изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по
обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать
нескольким временам года. Вывод
делается из ответов на вопросы: -
В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии?
(Зима, ранняя весна, поздняя осень). |
«С какой ветки детки?» Цель: закреплять знания детей о листьях и
плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к
одному растению. Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников. Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и
кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои
ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. |
«Выбери нужное». Дид. задача: закреплять знания о природе.
Развивать мышление, познавательную активность. Материалы: предметные картинки. Ход игры: на столе рассыпаны предметные
картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети
должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например:
«зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или:
«влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д. |
«Природа и человек» Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том,
что создано человек и что дает человеку природа. Материалы: мяч. Ход игры: воспитатель проводит с детьми
беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас
предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими
пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома,
заводы создает человек. «Что
сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что
создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети
ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход. «Прилетели птицы». Цель: уточнить представление о птицах. Ход игры: воспитатель называет только птиц,
но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Дети
топают – Что
не правильно? (мухи) -
А мухи это кто? (насекомые) -
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Дети
топают. -
прилетели птицы: голуби, куницы… Дети
топают. Игра продолжается. Прилетели
птицы: Голуби
синицы, Галки
и стрижи, Чибисы,
стрижи, Аисты,
кукушки, Даже
совы – сплюшки, Лебеди,
скворцы. Все
вы молодцы. Итог:
воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц. «Что это такое?» Цель: закреплять знания о
живой и неживой природе. Развивать мышление. Ход игры: воспитатель
загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его
признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет,
то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое,
хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на
крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы. «Я знаю». Цель: закреплять знания о
природе. Развивать познавательный и нтерес. Ход игры: дети становятся в
круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и
называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья,
цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и
перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч
воспитателю. Аналогично
называются другие классы объектов природы. «Что было бы, если из леса исчезли…» Цель : закреплять знания о
взаимосвязи в природе. Ход
игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло
с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А
если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не
случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные
связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. |
Живое – неживое. Цель: закреплять знания о
живой и неживой природе. Ход игры: воспитатель
называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы,
дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают. «Когда это бывает?» Цель: учить детей различать признаки времен
года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года,
разнообразие сезонных явлений и занятий людей. Материалы: на каждого ребенка картинки с
пейзажами весны, лета, осени и зимы. Ход игры: воспитатель читает стихотворение,
а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится
в стихотворении. Весна. На
полянке, у тропинки пробиваются травинки. С
бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит. Лето. И
светла, и широка Наша
тихая река. Побежим
купаться, с рыбками плескаться… Осень. Вянет
и желтеет, травка на лугах, Только
зеленеет озимь на полях. Туча
небо кроет, солнце не блестит, Ветер
в поле воет, Дождик
моросит. Зима. Под
голубыми небесами Великолепными
коврами, Блестя
на солнце, снег лежит; Прозрачный
лес один чернеет, И
ель сквозь иней зеленеет, И
речка подо льдом блестит. Где снежинки?» Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.
Развивать память, познавательную активность. Материалы: карточки с изображением различного
состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар,
снежинка и т. д. Ход игры: Дети
идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены
различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь,
пар, снежинка и т. д. Во
время движения по кругу произносятся слова: Вот
и лето наступило. Солнце
ярче засветило. Стало
жарче припекать, Где
снежинку нам искать? С
последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные
картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со
словами: Наконец,
пришла зима: Стужа,
вьюга, холода. Выходите
погулять. Где
снежинку нам искать? Вновь
выбирают нужные картинки и объясняется выбор. «Узнай птицу по силуэту». Цель: закреплять
знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по
силуэту. Ход игры: детям
предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или
зимующая птица. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий