суббота, 26 декабря 2020 г.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 


Дидактическая игра «Подбери цвет к предмету»

Цель: Знакомить детей 3-4 лет с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета.

 

Ход игры: Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету.

 

Материалы: Карточки разных цветов, карточки с изображением предметов.

 Дидактическая игра «Ваза для цветов»

Цель: закрепление знаний холодной и теплой палитры цветов.

Ход игры: ребенку предлагаются плоскостные цветы холодной и теплой палитры. Он должен составить из цветов букеты: один из цветов теплой палитры, другой – холодной палитры. Затем подобрать для каждого из букетов вазы соответствующего колорита.

Материалы: плоскостные цветы и вазы теплых и холодных тонов.

Плоскостные картонные цветы для формирования букетов:

 

Дидактическая игра «Собери  гусеничку»

Цель: развитие цветовидения, умение разделять цвета на холодные и тёплые цвета.

Вариант 1. 

Ход игры: Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых цветов); или  начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.

 

 

Вариант 2.

Ход игры: Среди множества цветов найти зелёные (и т.д.) и его оттенки (для маленьких детей).

 

Дидактическая игра   «Цветные корзинки»

Вариант 1

Цель:  игра направлена на изучение цветов детьми 2,5 – 3,5 лет, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.

Ход игры:  детям предлагается собрать перепутанные предметы, ребенок тянет  любую карточку, но положить он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.

Вариант 2

Цель:  изучение цветов более широкого спектра.

Материал:  Разноцветные корзинки, предметы разных цветов.

 

 

 

Дидактическая игра  «Помоги Незнайке»

Цель: Назови знакомые росписи.

Ход игры: Ребенку предлагается найти предмет с конкретной росписью, тем самым он помогает выполнить задание Незнайке.

Материал: Картинка Незнайки ( первая – Незнайка просить о помощи, вторая – Незнайка довольный от того, что ему помогли), картинки предметов расписанных разной росписью (Хохлама, Дымка, Гжель, Коргопольская, Городецкая, Филимоновская, Жостовская, Полхов- майданская росписи.

 

 

 

Дидактическая игра «Собери конфеты в чашку»

Цель: Уточнить и закрепить представление об основных элементах какой либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память.

 

Ход игры: Детям предлагаются чашки расписанные гжельской, хохламской, дымковской, городецкой и Филимоновской росписью. Необходимо разложить конфеты с элементами росписи в чашки определенной росписи.

 

Материал: Чашки и конфеты с элементами росписи.

 

 

Дидактическая игра «Волшебный пейзаж»

Цель игры:  учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.


Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью. (подготовительная группа).

 

Материалы: Основа пейзажа, деревья разного размера, домики разного размера, другие элементы пейзажа.

    

Дидактическая игра «Зимние узоры»

Цель: познакомить детей с одним из видов народного искусства – гжельской росписью, со своеобразием красок и элементов, употребляемых в гжельской росписи. Закреплять знания о холодных красках. Формировать умение правильно, ритмично составлять рисунок из предложенных деталей. Продолжать формировать умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять последовательность и своеобразие рисунка в разных видах народной росписи.

Материал: Изображения изделий из Гжели; шаблоны посуды и разнообразных фигурок, подлежащих украшению именно этой росписью; элементы  гжельской росписи.

Задание

1.    Выбрать «посуду» или понравившуюся фигурку для росписи.

2.    Из предложенных деталей выбрать только те, которые являются элементами  гжельской росписи.

3.    Расположись на шаблонах «посуды» и фигурок детали росписи в правильной последовательности, приклеить их.

4.    Рассказать о своей работе, а также о гжельской росписи, прорекламировать ее.

Правила

1.    Количество  играющих от 4 до 6 человек.

2.    Тот, кто лучше всех справился с заданием, выиграл.

 

Дидактическая игра «Жанры живописи»

Цель: Закрепить знания жанров живописи.

Ход игры: ребенку предлагаются изображения картин разных жанров. Он должен выбрать все картины определенного жанра.

Материал:  изображения картин разных жанров.

Анималистика. К этому жанру относятся картины, центром которого являются животные.

 Натюрморт. Название имеет французское происхождение, и означает что в центре изображения – неодушевленный предмет. Художники изображали в основном цветы, предметы быта, домашнюю утварь.
Моренистика (марина, морской) - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Яркий представитель этого жанра - И.К.Айвазовский (1817-1900).

Пейзаж.  Жанр, в котором на полотне изображены картины природы. Это объемное направление, которое включает в себя городской пейзаж, морской пейзаж, и другую подобную тематику.    
Портрет. В центре картины – изображение человека. Художник использует приемы, что передать не только внешний облик, но и внутренний мир своего героя. Портрет может быть групповым, индивидуальным, парадным. Также можно выделить автопортрет, на котором художник изображает самого себя.    

 

 

Дидактическая игра «Цвета и оттенки»

 

Цель: закрепление знаний детей о смешивании цветов.

Задачи:

- развивать умение самостоятельно комбинировать цвета (красный, желтый, синий) и создавать новые (оранжевый, зеленый, фиолетовый) и оттенки  (розовый,  голубой, серый и др.) при  практическом экспериментировании с новыми деталями игры;

- упражнять детей в анализе, синтезе и сравнении карточек по цвету;

- развивать зрительное внимание и память;

- закреплять в речи детей названия цветов и оттенков.

Игровая задача:
1 этап: Научи зайца смешивать цвета.

Найди карточки по цвету и сложи их вместе.

2 этап: Самостоятельная игра

Первым выполнишь задание, получишь фишку.

Материал:

 Картинка зайца с тремя красками (красный, желтый, синий). Карточки широкие разноцветные с простым креплением в виде выемок в форме фигур (оранжевого, зеленого, фиолетового, розового, голубого, серого цвета)

Карточки узкие разноцветные (основных цветов и белого цвета) тоже с креплением.

Ход игры:

Заяц хочет раскрасить свои любимые овощи (морковь, капусту и баклажан). У него всего три краски: красная, желтая, синяя.

- Как помочь зайцу?

Научи его смешивать краски.

Ведущий берет одну широкую карточку (например, зеленую) и дает игроку. Узкие разноцветные карточки лежат в центре стола картинками вверх.

- Какого цвета у тебя карточка? (зеленая) Как получить зеленый цвет? Какие цвета надо смешать?

- Найди нужные карточки и сложи их вместе.

Если выбор сделан правильно, то имеющиеся на карточках простые крепления в форме фигур, соединят их в цепочку.

Затем ведущий берет оранжевую (фиолетовую) и аналогично проводит работу.

Далее следует самостоятельная игра ребенка или нескольких детей.

  

 

Дидактическая игра «Составь дымковский узор»

 

Цель: закрепление знаний о дымковских узорах.

 

Задачи:

-  формирование умения составлять узоры, используя цветные  полоски, волнистые лини, крупные и мелкие кружочки-горошины, кольца, точки и др.;

-  развивать эстетический вкус, проявлять творческую самостоятельность;

-  развивать воображение, моторику рук.

 

 

Материал: лоскуты белой хлопчатобумажной ткани, прямая и волнистая тесьма разных цветов, используемых в дымке, а также образцы дымковских узоров. Узоры можно составлять в различных вариациях, в зависимости от желания детей.


     

 

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

 

Цель: научить различать и классифицировать  разные виды росписи.

Задачи:

- познакомить детей с разными видами народного творчества;

- развивать внимание и память.

 

Материал: Набор карточек из 5 видов росписей (филимоновской, городецкой, дымкой, полховско-майданской, хохломой, гжель). Карточки сделаны таким образом, что на одной карточке изображены картинки с четырьмя одинаковыми росписями, но при разрезании по намеченным линиям, одна из картинок подворачивается и пустым окошком накладывается на любую другую группу картинок. При этом каждый раз наборы картинок могут меняться.

Правила игры:

Предложить детям выбрать из четырех картинок лишнюю, то есть ту, которая не сочетается с другими по виду росписи, объяснить, почему они так думают. Если дети затрудняются, задайте им наводящие вопросы, которые помогут охарактеризовать росписи и сами игрушки. Попросите детей найти одинаковые элементы росписи и цветовое сочетание.

 

            

 

 

    

Дидактическая игра  « Волшебные цвета»


Цель: развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.


Материал: Карточки с разными цветами.

 

Ход игры: Раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

 

 

Дидактическая игра «Из чего состоит натюрморт»


Цель игры: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепить знания о предметном мире, его назначении и классификации.


Материал:  разнообразные картинки с изображением предметов, цветов, ягод, грибов, животных, природы, одежды и т. д.


Ход игры: среди разнообразных картинок детям нужно отобрать только те, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.

 

 

Дидактическая игра «Весёлый клоун»

Задачи:

Учить составлять декоративные композиции - располагать элементы; развивать наблюдательность, творчество, воображение.

Материал:

Можно использовать простые карандаши, фломастеры, если у детей очень хорошо развита моторика руки, можно использовать краски.

 

Ход игры:

Клоуны готовятся к выступлению. Помоги им нарядиться.

В игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие  выбирают по желанию.

   

 

 

 

Дидактическая игра «Симметричные предметы»

 

Цель: находить одинаковые половинки и составлять из них кувшины, вазы, бокалы.

Материалы: силуэты разнообразных ваз и кувшинов разрезанных пополам.

 

Ход игры: Детям предлагаются  вазы и кувшины разных форм, разрезанные  на половинки, из  которых  нужно сложить целый  предмет.

 

        

 

Дидактическая игра  «Дорисуй половинку предмета»

Цель: продолжать знакомить детей с изображением симметричных предметов.

Задачи:

-  закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша.

- научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
- научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
- передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
- развивать технические навыки в рисовании водными маркерами;

- развивать усидчивость, творчество.

Материал: карточки, на которых изображены половинки симметричных картинок, обёрнутые прозрачной плёнкой, цветные маркеры на водной основе, поролоновая губка.

Ход игры: Ребёнок берёт карточку с понравившейся картинкой и дорисовывает половинку предмета водными маркерами, если у ребёнка не получилась какая-нибудь  деталь, он может стереть губкой и нарисовать снова.

    

 

Комментариев нет: